Свет - Добро, Тьма - Зло.
Единственным обоснованием утверждений о наличии связи между этими понятиями может служить любовь Саурона и Мелькора к черному цвету и их же нелюбовь к белому. Точнее известно, что "он [Саурон] не использует белый цвет. Орки, служащие Барад-Дуру, носят знак Красного Глаза." (Властелин колец, 3 книга, первая глава). Что касается Мелькора - то про его отношение к белому (а точнее, к Свету) может говорить то, что он носил корону с тремя небезызвестными камнями - весьма странный поступок для того, кто не выносит света. А вышеприведенная цитата про Саурона, как я думаю, означает всего лишь "в его эмблеме нет белого цвета".
Из всего этого я делаю простой вывод - и Мелькор и Саурон просто предпочитали черный, а к свету относились терпимо. Можно даже указать, почему они любили черный цвет. Саурон, скорее всего, следовал традиции, оставшейся после Мелькора. А что касается самого Мелькора, то "Мелькор постоянно направлял могучую волю на то, что оградить свой разум, что физически выражалось в темноте и тенях, окружавших его" (X том, 5 часть, текст VII). Таким образом можно предположить (хотя могут быть и другие объяснения), что черный цвет есть просто следствие побочного эффекта телепатической защиты (говоря современным языком).
Что же касается солнцебоязни, то здесь надо вспомнить, что Солнце было изначально создано для борьбы с Мелькором, оно олицетворяет огонь (эльфийское "наур"). Таким образом, скажем орки, боятся не столько света, сколько огня. Арагорн тоже говорит "Всадники не любят его [огонь]" (ВК, книга 1, глава 11). Здесь уместно вспомнить цитату из слов Гэндальфа к Балрогу "Я служитель Тайного Огня, носитель пламени Анор. Ты не пройдешь. Темный огонь не поможет тебе, пламя Удун." Орки и Назгул боятся именно "пламени Анор" (Анор - солнце). Страх орков перед балрогом скорее всего вызван просто его силой.
Что же касается света вообще, то тут у орков страха нет. Например луна (не путайте Голлума с орками!). Орки Минас-Моргул даже носили эмблему луны - что было бы странно для существ, боящихся света. Таким образом орки (и, например, тролли) боялись СОЛНЕЧНОГО света, а не света вообще. Именно красноватые и золотистые цвета, а вовсе не белые и серебристые, пугают "темных" (и, заметим, далеко не всех).
Можно считать доказанным, что так называемые "темные" просто в силу каких-то причин предпочитали черный цвет белому (не всегда, как показывает эмблема Минас-Моргул), не особенно страшась при этом света и не так уж обожая темноту (факелами они в логове Шелоб, по крайней мере, пользовались. Да и в Хоббите сказано, что хотя под Мглистыми горами было не так уж темно - Голлум мог видеть - гоблины пользовались огнем для освещения). Остается вопрос с так называемыми "светлыми". Надо отметить, что скорее всего в Арде и у Эдайн и у эльфов существовала естественная ассоциативная цепочка "темнота" - "неведомое" - "страх". Здесь уместна цитата (X том, 5 часть, 2 текст):
Поняли они [Валар], что Мелькор задумал обратить тьму и ночь себе на службу, как прежде хотел обратить пламя, и огорчились, ибо, согласно их замыслам, на Земле во всем должны были быть перемены, и ни дню, ни ночи не следовало длиться бесконечно. Ибо благодаря Ночи Дети Арды познают День, и научатся видеть и любить Свет; однако и Ночь должна была быть по-своему благой и благословенной, временем отдыха и размышлений, а также созерцания высоких и прекрасных творений, что находятся за пределами Арды и днем не видны, ибо Анар затмевает их. Мелькор же хотел превратить ее во время незримых опасностей, бесформенного страха, тревожного бдения; или же кошмарных видений, влекущих через отчаяние к тени Смерти.
Но темный/черный - означает именно пугающий, а вовсе не злой. Так например Турина называли "Черный Меч" (страшный, но не злой в смысле абстрактного зла. Впрочем, это имя могло относиться и просто к цвету его меча). Или "Мория" - это название значит "черная бездна". Из того, что это название было высечено на воротах Мории в период дружбы Нолдор и гномов Мории, можно предположить, что "черный" не означало "дурной" - имелось в виду лишь, что в Мории эльфам страшно - по-видимому даже Нолдор не любили больших подземелий, как и Леголас (вспомним его первоначальное отношение к пещерам Агларонд).
И наконец "светлые", точно так же как и "темные", без разбору используют в символике и белый и черный. Знамя Элендила - черное, как и камень Эреха, который установил вроде бы Исилдур. Арагорн на своей коронации одет в черную кольчугу, нуменорцы плавают под черными парусами ("черные паруса для нас знак особой чести, они обозначают прекрасную ночь до прихода Врага") - этот список наверняка можно продолжить. Вряд ли бы такие вольности допускались, если бы существовала четкая связь "тьма - зло".
Все вышесказанное имеет смысл только при определенной трактовке понятий "Тьма" и "Свет". Если же под этими словами подразумевать нечто совершенно другое, то все может быть по-другому. Однако любое более-менее разумное толкование ассоциирует "Свет-белый" и "Тьма-черный". И тогда довольно странным кажется использование "ортодоксальными светлыми" "темной" символики (черного цвета) и наоборот.
С моей точки зрения, в Арде понятия "Свет" и "Тьма" имеют столько же разнообразных значений, что и у нас. Часто "Свет" обозначает изначальный замысел Илуватара, незапятнанность Диссонансом. Среди Истари белый цвет обозначает, скорее всего, мудрость (или должность?). Ведь при обычном толковании цветов все Истари должны были бы прибыть в белом (JRRT сам проводил параллель - "Истари - ангелы, посланцы").
Справедливости ради следует отметить, что в единичных случаях (мне известно два) слова "Свет" и "Тьма" используются для обозначения соответственно противников Моргота и его подчиненных, но и здесь, как мне кажется, тьма обозначает ужас, а свет используется просто как антоним тьмы.
Итак, к каким выводам я прихожу на основании вышеприведенных фактов? Основное значение (помимо оптического) слов "черный" и "темный" в Арде связано со страхом и ужасом. Хорошего часто употребляемого аналога слова "светлый" в английском нет (по крайней мере мне он неизвестен), а слово "белый" крайне редко несет какую-либо смысловую нагрузку помимо обозначения цвета (а когда несет, видимо, обозначает мудрость). Таким образом Свет и Тьма как абстрактные силы могут обозначать разве что Страх и Мудрость. Никакого иного философского смысла жители Арды в них не вкладывали (да и такое сопоставление более чем сомнительно).
Источник: "Арда-на-Куличиках"